Отходы

С 1-го июля 2016 года компании, чей бизнес включает

  • сбор;
  • транспортирование;
  • обработку;
  • утилизацию;
  • обезвреживание;
  • размещение отходов

обязаны получить лицензию на отходы. В перечень компаний входят: перевозчики отходов, заводы по переработке отходов, комбинаты, строительные компании, полигоны, ЖКХ, сельскохозяйственные кооперативы.

"Старые" (выданные до 2015 года) лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности действительны до 1 января 2019 года.

Как получить лицензию на отходы?

Процесс получения лицензии сравнительно длительный, требует знания законодательства в области обращения с отходами и опыта. Ниже кратко описаны этапы.

1. Сбор исходных данных, разработка документов. Первое, что нужно сделать для получения лицензии – это собрать и разработать необходимый список документов. Как минимум, учредительные бумаги, договор аренды здания, должностные инструкции ответственных за обращение с отходами, удостоверения о повышении квалификации сотрудников и прочее. Все документы из списка, кроме учредительных и документов на правообладание объектом, лицензиат может заказать у нас. Подготовка этих документов входит в стоимость лицензии на отходы.

Список документов для получения лицензии

Документы для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами:

  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
  • Информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики).
  • Устав организации.
  • Приказ о назначении генерального директора на должность.
  • Документы на право владением (собственность, бессрочное пользование) землей, помещением (договоры, свидетельства) и дополнительно предоставить:
    • договор на водоснабжение;
    • договор на энергоснабжение;
    • договор на теплоснабжение.
  • Приказы о назначении ответственных лиц:
    • за охрану окружающей среды на предприятии;
    • за допуск к работе с отходами;
    • за проведение производственного контроля в области обращения с отходами.
  • Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (Программа образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами. Лицензия образовательного учреждения).
  • Паспорта отходов 1-4 классов опасности по форме ФККО-2014 на собственные отходы. Протоколы исследования отходов 1-5 классов на компонентный химический анализ. Протоколы биотестирования и расчет класса опасности для отходов 5 класса опасности. Аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей исследования отходов.
  • Действующая “Специальная оценка условий труда” на каждое рабочее место штатного расписания.
  • Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм.
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК).
  • Инструкции:
    • должностная инструкция на эколога;
    • должностная инструкция на водителя;
    • инструкция по обращению с отходами производства и потребления.
  • Договор на ежегодный медицинский осмотр всех сотрудников (Договор с лечебным учреждением, его лицензия на осуществление деятельности).
  • Договоры на вывоз, размещение, переработку, использование, обезвреживание собственных отходов (которые образуются от деятельности лицензиата).
  • Договор на проведение дератизации помещений (комплексное уничтожение мелких грызунов).
  • Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности).
  • Перечень отходов, заявленных в лицензировании.
  • Договоры (соглашения, письма) о намерениях с организациями, планирующими принимать отходы (полигон) по планируемой лицензируемой деятельности.
  • Договоры (соглашения, письма) о намерениях с потенциальными заказчиками лицензиата на транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение их отходов с помощью лицензиата.
  • Предоставить паспорта отходов организаций, планирующих передавать отходы по лицензируемой деятельности лицензиата.

2. Составление пояснительной записки по намечаемой деятельности в области обращения с отходами. Когда собраны все исходные данные, специалист приступает к подготовке пояснительной записки следующего содержания:

  • Аннотация.
  • Общие сведения о юридическом лице.
  • Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с осуществлением деятельности по обращению с отходами.
  • Сведения о намечаемой деятельности по обращению с отходами.
  • Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы.
  • Приложения (копии документов, необходимых для деятельности по обращению с отходами).

Параллельно с подготовкой пояснительной записки сотрудники предприятия, которые будут иметь дело с отходами, проходят обучение и медицинские осмотры. В случае, если на предприятии нет производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм, а также не проведена специальная оценка условий труда – готовятся и эти документы.

3. Экспертиза документов; прохождение проверки; получение экспертного заключения от ФБУЗ. После разработки пояснительной записки ее отправляют вместе с заверенными копиями документов на экспертизу в ФБУЗ (Федеральное бюджетное учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора). Учреждение изучает материалы и после этого выезжает с проверкой на площадку соискателя лицензии по отходам, чтобы убедиться, что указанное в пояснительной записке соответствует действительности.

Какие документы проверяет инспектор?

  1. Учредительные и регистрационные документы оформлены в установленном порядке.
  2. Виды намечаемой деятельности обращения с отходами соответствуют заявленным в пояснительной записке.
  3. Генеральный директор прошел обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
  4. Объект недвижимости (площадка), на которой планируется осуществление деятельности соответствует лицензионным требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.
  5. На предприятии разработаны и утверждены документы, связанные с обращением с отходами (Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм; инструкции по обращению с отходами; должностные инструкции для ответственного за охрану окружающей среды и для водителей).
  6. Проведены измерения и замеры микроклимата, шума, вибрации и т.д. согласно составленной Программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм.
  7. Проведена или проводится специальная оценка условий труда сотрудников.
  8. Количество и наименование автотранспорта соответствует заявленному в пояснительной записке.
  9. Оборудование (для обезвреживания, обработки и утилизации отходов) используется на законном основании и соответствует лицензионным требованиями.
  10. Автотранспорт укомплектован необходимым аварийным оборудованиям и инструментом, снабжен специальными знаками.
  11. Сотрудники, задействованные в производственном процессе, прошли обучение по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности».
  12. Водители допущены к работе после прохождения специального обучения с опасными отходами и прохождения инструктажей.
  13. Водители проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
  14. На каждый вид отхода есть паспорт.

После экспертизы документов и выездной проверки ФБУЗ выдает экспертное заключение о том, что деятельность по заявленному виду обращения с отходами соответствует действующим санитарным правилам и нормам, а именно СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления"

  1. Получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре. На данном этапе экспертное заключение ФБУЗ направляется в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор на основании заключения удостоверяет, что планируемая деятельность по обращению с отходами, производственная площадка, транспортные средства и оборудование соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Выдается документ "Санитарно-эпидемиологическое заключение".
  2. Подача заявления в Росприроднадзор; оплата госпошлины; прохождение проверки; получается лицензия по отходам. После получения санэпидзаключения Роспотребнадзора все собранные в процессе документы направляются в Росприроднадзор вместе с заявлением и квитанцией об оплате госпошлины. Росприроднадзор после принятия заявления и материалов присылает распоряжение о проведении внеплановой проверки. Длительность – 20 рабочих дней.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

  • Проверка соответствия полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в предоставленных заявлении и документах, проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
  • Проверка фактического состояния материальной базы, подготовленность работников соискателя лицензии по сравнению с информацией, предоставленной им в лицензионных документов.

После рассмотрения документов и проведения проверки Росприроднадзором компании удается получить лицензию на отходы (с указанием конкретных видов и классов опасности отходов). В приложении к лицензии перечислены все виды отходов, с которыми планирует работать соискатель лицензии. В лицензии указано, что она действует бессрочно.

Новое понятие сбора отходов

С 2018 года в Федеральном законе №89 “Об отходах производства и потребления” появилось обновленное определение сбора отходов, которое звучит следующим образом: "сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” То есть, из прежнего определения убрали слово “транспортирования” и уточнение по поводу приема отходов от физических и юридических лиц.

Для лицензиатов это означает, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Компании, у кого уже есть лицензии, и в них указана деятельность по сбору и транспортированию отходов, теперь обязаны переоформить лицензии, исключив слово “сбор отходов”. Основанием для переоформления является ст.18 ч. 1 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Срок получения лицензии

  • Сбор исходных данных, разработка документов – 1 месяц.
  • Составление пояснительной записки по намечаемой деятельности в области обращения с отходами – 1 месяц.
  • Экспертиза документов; прохождение проверки; получение экспертного заключения от ФБУЗ – 1 месяц.
  • Получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре – 1,5 месяца по регламенту (30 рабочих дней).
  • Подача заявления в Росприроднадзор, оплата госпошлины, прохождение проверки, полученная лицензия на отходы – через 2 месяца (45 рабочих дней).
  • Итого: 6 месяцев.

Комфортный способ оплаты

  • Оплачивайте поэтапно – 40/40/20
  • 1 этап – аванс перед подготовкой "Рабочих материалов, декларирующих деятельность".
  • 2 этап – после получения экспертного заключения ФБУЗ.
  • 3 этап – после получения «Решения о предоставлении лицензии» от Росприроднадзора и самой лицензии на отходы.

Ответственность за отсутствие лицензии на отходы

УК РФ, Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.

КоАП РФ, Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
  • индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Внимание! Уплата штрафа не освобождает организацию от выполнения обязательств по соблюдению законодательства.