Общее
1. ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура анализа, учета и выявления последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности с целью принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Процедура Оценки воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, материалы ОВОС, которые подлежат экологической экспертизе в соответствии с ФЗ №174 «Об экологической экспертизе».
Цель проведения ОВОС - предупреждение или снижение негативного воздействия рассматриваемой деятельности на окружающую среду и связанного с ним экологического и экономического ущерба.
При разработке ОВОС рассматривают любую деятельность как потенциально экологическую опасную для ОС (принцип потенциально экологически опасной любой намечаемой хозяйственной или другой деятельности), а также равнозначной обязанности требования о проведении ОВОС для любого физического или юридического лица (как коммерческого, так и некоммерческого) без исключения.
2. Перечень мероприятий по ООС
Перечень мероприятий по охране окружающей среды является обязательным Разделом в составе проектной документации.
Материалы Раздела «Перечень мероприятий по ООС» (ПМ ООС) включают в себя:
- результаты оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду;
- перечень мероприятий по предупреждению или сокращению потенциального негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и целесообразному использованию ресурсов природы на период строительства и эксплуатации проектируемого объекта, включающий в себя:
- Расчет приземных концентраций вредных веществ, предложения по предельно допустимым (ПДВ)и временно согласованным выбросам (ВСВ);
- Аргументацию решений по отводу и очистке сточных вод и обезвреживанию загрязняющих веществ, мероприятия по предупреждению аварийного сброса сточных вод;
- Процедуры по охране атмосферного воздуха;
- Меры по оборотному водоснабжению - для объектов производства;
- Мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов и почв и их охране, мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;
- Мероприятия по обращению с опасными отходами;
- Мероприятия по охране недр - для производственных объектов;
- Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (если объекты растительного и животного мира занесены в Красную книгу, они рассматриваются отдельно);
- Мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и возможного ущерба окружающей среде;
- Мероприятия, по рациональному использованию и охране водных объектов, а также в целях сохранения водных биологических ресурсов; программа производственного экологического контроля (ПЭК) или мониторинга за степенью изменения всех компонентов среды на период строительства и эксплуатации объекта, на аварийные случаи;
- Перечень и расчет затрат на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и компенсаций.
3. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется организациями, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ.
Плата за негативное воздействие на ОС взимается за:
- Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников;
- Размещение отходов на лицензируемых полигонах захоронения отходов;
- Сбросы вредных веществ в поверхностные и подземные объекты.
Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на ОС считается календарный год.
Плата, начисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го мартагода, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме 4-го квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Проверка представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду проводится сотрудниками территориальных органов Росприроднадзора после получения Расчета платы за НВОС от плательщиков, чтобы при наличии оснований обеспечить возможность привлечения виновного лица к ответственности.
К расчету экоплатежей должны быть приложены документы, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений.
Не вносят плату юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Ответственность за неуплату экологических платежей
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение адм. штрафа:
- на должностное лицо - от 3 000 до 6 000 руб.;
- на юридическое лицо - от 50 000 до 100 000 руб.
Несвоевременное представление Расчета платы за негативное воздействие на ОС может трактоваться как сокрытие и искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и облагаться адм. штрафом:
- на должностное лицо - от 1 000 до 2 000 руб.;
- на юридическое лицо - от 10 000 до 20 000 руб.
Мы в кратчайшие сроки рассчитаем и согласуем для Вас Расчет платы за экологию в Департаменте Росприроднадзора по ДФО.
Предварительные консультации по вопросам расчета экоплатежей осуществляются бесплатно.
4. Программа производственного контроля
Юридические лица и ИП в соответствии со статьей 11 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны проводить производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль осуществляется с целью обеспечение безопасности и недопущения негативного воздействия вредных производственных факторов для здоровья человека и среды обитания. Основным документом для проведения производственного контроля на предприятии является Программа производственного контроля.
Программа производственного контроля должна быть составлена до начала осуществления деятельности и утверждена руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Программа производственного контроля содержит:
- перечень санитарных правил и методик контроля за средой обитания касательно осуществляемой деятельности предприятия;
- список работников, ответственных за осуществление производственного контроля на предприятии;
- перечень негативных факторов и подконтрольных объектов, в отношении которых предусматривается проведение лабораторных исследований и испытаний;
- список должностей трудящихся, которые подлежат обязательным медицинским осмотрам, профессиональной подготовке в области соблюдения гигиенических условий и аттестаций;
- предусматриваются возможные аварийные ситуации, которые могут создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и ситуации, при которых необходимо информировать население, органы местного самоуправления и уполномоченных по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- иные мероприятия, соблюдение которых требуется для осуществления контроля за соблюдением санитарных правил и нормативов, за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, принятых программой производственного контроля.
Нарушения в области санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий признается административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 6.3 КоАП РФ.
5. Экологический аудит
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Процедура проведения и содержание экологического аудита схожи с оценкой воздействия на окружающую среду в части оценки воздействий и самих процессах исследования. Экологический аудит также имеет и черты экологической экспертизы в части проверки документации и соответствия деятельности законодательству в области экологической безопасности.
Стоить отметить, что результаты инициативного экологического аудита не имеют юридической силы как в случае с решением экологической экспертиз, и в настоящий момент не являются обязательными для исполнения или подачи в государственные органы как результаты оценки воздействия на окружающую среду.
Объектами экологического аудита могут быть: деятельность предприятия и его отчетность; экологическая программа организации; техническая и технологическая документация; отчетность о природоохранной деятельности; проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, консервацию и ликвидацию производственного объекта; технологические процессы; экологические риски и многое другое.
Формы экологического аудита:
- Инициативный экологический аудит – проводится по инициативе самих предприятий. Экологический аудит, будучи частью внутренних процессов управления предприятием носит добровольный характер (инициативный аудит).
Причины проведения добровольного экологического аудита:
- снижение рисков получения штрафных санкций в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде; за нарушение налогового законодательства в сфере природопользования;
- повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и инвестиционной привлекательности бизнеса;
- развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.
- Обязательный экологический аудит – проводится по сторонней инициативе: по решению суда, арбитража, органов государственного экологического контроля и экспертизы, правоохранительных и природоохранных органов, в случаях:
- предписания государственными органами при проведении государственного экологического контроля;
- реализации международных обязательств и соглашений в области охраны окружающей среды;
- приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью учета экологических факторов;
- лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности;
- обязательного экологического страхования;
- банкротства хозяйствующего субъекта;
- подготовки инвестиционных проектов и т.д.
Различают также внешний и внутренний экологический аудит:
Внешний экологический аудит проводится с целью получения объективной оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта, требованиям природоохранных законодательных актов, а также получения рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия и повышение ее эффективности.
Внешний экологический аудит проводится экономическим субъектом аудиторской деятельности (аудитором) для поддержания объективности и независимости аудиторской проверки.
Внутренний экологический аудит – это независимая деятельность штатного сотрудника (группы штатных сотрудников) предприятия по проверке и оценке работы хозяйствующего субъекта в интересах руководства предприятия. Основная задача внутреннего аудита – мониторинг корпоративных расходов и разработка мероприятий по их снижению.
Экологический аудит проводится поэтапно:
- Проверка первичной документации, в которой регистрируются показатели природоохранной деятельности.
- Сбор данных, включая собеседования с работниками предприятия.
- Производится визуальное обследование объекта (проверяется состояние технических средств, зданий, сооружений и пр.).
- Инструментальный анализ параметров и характеристик окружающей среды, а также факторов негативного воздействия.
- Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия.
- Формирование аудиторского заключения.
Как правило, продолжительность проведения визуального обследования объекта составляет 2-3 дня, а подготовка отчета с оценкой имеющейся документации и рекомендациями - от 1 недели.
Результаты аудиторской деятельности оформляются в экологическом аудиторском заключении, содержащим сведения о соответствии отчетности и деятельности предприятия действующему экологическому законодательству и рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.
Мы оказываем широкий спектр услуг в области экологической безопасности: разрабатываем предпроектную, проектную и нормативную экологическую документацию, проводим экологическую сертификацию, экологический аудит.
Наш коллектив состоит из высококлассных специалистов, занимающихся вопросами экологической безопасности предприятий на протяжении уже очень длительного времени, а поэтому вы можете доверить именно нам проведение экологического аудита на объекте любой сложности и масштаба!